Страховой рынок Казахстана: стремительный рост и смена лидеров

Темпы роста продаж казахстанского страхового рынка за 7 месяцев 2024 года существенно выросли по сравнению с тем же периодом прошлого года. Места прежних лидеров рынка занимают новые, демонстрирующие большие объемы продаж. Громко заявили о себе новые сильные игроки. Почему эти изменения позитивно отразятся на рынке рассказал в минувший четверг на встрече с журналистами председатель правления АО “СК “Freedom Insurance” Азамат Керимбаев.

В этом году впервые за последние 17 лет на первое место в рейтинге вышла страховая компания “Halyk Life”, собрав больше всего премий за 7 месяцев текущего года — 166 млрд тенге. Она представляет сектор страхования жизни. Прирост продаж у “Halyk Life” за тот же период составил 90%.
“Сборы страховых компаний значительно выросли в этом году. Только за июль 2024 года, согласно данным Нацбанка, они составили исторический максимальные 168 млрд тенге. Хочу отметить, что за всю историю моего наблюдения, с 2008 года, это — самый максимальный объем продаж. Этот показатель на 40% больше, чем за тот же период прошлого года. Премии по прямому страхованию тоже растут — 825 млрд тенге сборов за 7 месяцев , что на 37% больше по сравнению тем же периодом в 2023 году”, — отметил спикер.

 

Количество действующих договоров страхования составило почти 9 800 000, оно выросло с начала года на 13%. Эксперт связывает это с ростом продаж полисов по добровольному страхованию КАСКО. Также на рост числа договоров повлияли компании по страхованию жизни. За 7 месяцев по пенсионному аннуитету было заключено договоров на 192 млрд тенге, прирост в этом виде страхования составил 200%. По страхованию имущества прирост составил скромные 11%, тогда как в прошлом году оно было лидирующим продуктом отрасли. Сейчас данный вид занимает второе место по объемам сборов со 162 млрд тенге. Третье место — у продукта по страхованию жизни, который вырос на 20%, собрав 136 млрд тенге. За ними следует обязательное страхование ответственности работодателя перед работниками, добровольное страхование от несчастных случаев, затем — добровольное страхование КАСКО, добровольное медстрахование, следом — добровольное страхование ОГПО.

 

“Из топ-5 продуктов по объему сборов первые три относятся к добровольным видам страхования, остальные два – к обязательным видам. Рынок растёт за счёт добровольных видов страхования, которые так или иначе связаны с банковским сектором. Банки и кредитные организации выдают беззалоговые займы, куда включено страхование от несчастного случая, страхование жизни, в ипотечное кредитование и автокредиты “вшиты” страховки квартир и автомобилей”, — объясняет Азамат Керимбаев.

 

Среди наиболее интересных игроков спикер отметил BCC (Bank Centercredit), который выкупил СК “Sinoasia”, ранее занимавшуюся медицинским страхованием. Это позволило банку нарастить портфель по автокредитам. “За I полугодие 2024 года он cоставил 481 млрд тенге (прирост — 86 млрд). Являясь материнской компанией СК “Sinoasia”, BCC страхует залоги по автокредитам в ней. Поэтому за первое полугодие 2024 года сборы по КАСКО у этой страховой компании составили 9,2 млрд тенге, что на 2,2 млрд тенге больше, чем в прошлом году. СК “Sinoasia” также хорошо нарастила продажи добровольного автострахования КАСКО. “За 7 месяцев 2024 г. она собрала 13,3 млрд, с приростом в 41%. Благодаря поддержке банка СК “Sinoasia”активно растёт, и я думаю, что она – новый игрок, который будет занимать хорошую долю рынка”, — считает эксперт. Он добавил, что недавно BCC получил разрешение на создание дочернего предприятия СК “ВСС Life”, которая будет страховать заёмщиков  банка.

“Теперь на рынке отсутствует однозначный лидер, а есть несколько крупных игроков, которых нельзя сбрасывать со счетов. Отчасти это произошло по причине перераспределения ресурсов среди четырёх финансовых групп. Это Евразийская финансово-промышленная группа, финансовая группа Nomad, Freedom, Halyk. На один уровень с ними поднимается новый игрок — СК “Sinoasia” при поддержке BCC, которая постепенно будет забирать свою долю рынка. Все эти компании будут покрывать большую часть рынка и распределять его между собой. Между ними будет расти конкуренция, а значит, и качество продуктов, сервисов будет улучшаться”, — объяснил страховщик.

Дальнейшие изменения структуры рынка могут быть связаны с развитием цифровых продуктов, прежде всего — цифровизацией выплат. “У нашей компании тут есть хорошие перспективы благодаря сервису DTP.kz. 80% пользователей DTP.kz — клиенты других страховых компаний. Они сталкиваются с нашим сервисом и видят, что все можно оформить очень быстро. Надеюсь, что это поможет людям немного больше доверять страховым компаниям”, — надеется он.

Еще одной тенденцией рынка является работа в рамках страховых пулов. Их создание инициировано правительством страны. “Скоро запустится пул по страхованию ответственности медработников. Также обсуждаются различные схемы страхования от катастрофических событий. Данные инициативы можно отнести к страхованию финансовых убытков. Для полноценной работы этих механизмов страхования необходимо понять алгоритм сбора денег, а также оценить минимальный размер каждого из этих фондов. Необходимо также оценить государственное участие. Только после сбора каждого этих фондов механизмы смогут заработать как реальные инструменты страхования”, — подытожил эксперт.

Leave a Reply

Your email address will not be published.


Яндекс.Метрика uptime сайта