Этой осенью произошли два очень важных события в автомобильной жизни Казахстана. Была введена в эксплуатацию большая шоссейно-кольцевая трасса Sokol International Race Track, а любители настоящего драйва получили возможность стать обладателем настоящего грозного оружия в автомобильном мире – спортивного седана Subaru WRX. В итоге нам удалось получить настоящие суперэмоции после прохождения быстрых, ходовых и рабочих поворотов отличного нового трека, а заодно лучше понять возможности этого по настоящему зажигательного авто.
В этот день было очень много впечатлений — прохватить в числе первых три круга по автодрому мирового уровня дорогого стоит. Да и компания на Sokol Race Track собралась звездная. Известные итальянские мотогонщики Марко Миландри и Марко Чиочи за рулем Subaru WRX пятого поколения попробовали на вкус все прелести нового трека и остались очень довольны, как треком, так и автомобилем. Был среди гостей и экс-пилот Формулы 1 Джанкарло Физикелла. Трасса смогла произвести на всех участников первого знакомства отличное впечатление.
Однако вернемся немного назад. В середине двухтысячных стоя на балконе своего номера гостиницы, выходящего на знаменитую трассу в Нюрбугринге и вглядываясь в ночные траектории этого культового трека, я задавал себе вопрос – появиться ли в обозримом будущем автодром мирового уровня в Казахстане?
Позже эти мысли возвращались, когда пытался вычислить знакомые по трансляциям повороты во время короткой прогулки по Монако. Тогда они проецировались и на городскую трассу. Однако, вспоминая, как на фоне песчаных барханов приморского Зандворта начинал давать первые надежды в Формуле 3, тогда еще совсем «не генерал» Льюис Хэмильтон, понимал, что нужна именно современная стационарная шоссейно-кольцевая трасса, способная принимать международные гонки. Еще сильнее эта необходимость стала понятна после посещения двух этапов Гран-при Турции. В те времена можно было только надеяться, что Казахстан все-таки станет обладателем настоящей современного автодрома мирового уровня.
Лед все-таки тронулся и произошло это, когда созданием большого гоночного комплекса мирового уровня занялись люди, не стремящиеся в первую очередь получить быструю выгоду, а работающие на перспективу и действительно любящие спорт моторов.
Мне удалось немного поговорить о этапах развития и перспективах Sokol Race Track с инициатором и одним из учредителей комплекса Дастаном Ибрагимовым, который буквально выстрадал этот непростой, но очень значимый для автомотоспорта Казахстана проект, с самого начала занимаясь его реализацией. Впрочем, современный гоночный комплекс очень важен не только для нашей страны, но и для всего центрально-азиатского региона, ведь на настоящий момент в этой локации — это единственный комплекс столь высокого мирового уровня.
Дастан Ибрагимов рассказал, что первоначально планировалось построить автодром недалеко от Капшагайского водохранилища, но там грунт не соответствовал всем требованиям, да и площадь нужна была очень большая. Кроме главного сооружения — шоссейно-кольцевой трассы в планы сразу входили драг-стрип, картодром, гостиница, площадка для проведения соревнований по дрифту и многое другое. Сегодня трек полностью готов к проведению гонок самого высокого уровня и основателям автодрома Sokol сегодня действительно есть чем гордится.
Дастан Ибрагимов особо отметил, что проводится большая работа и по подготовке подрастающего поколения гонщиков – недавно на базе картодрома была открыта международная академия молодых пилотов ФАМС РК и уже состоялся ее первый выпуск. Этому направлению и в дальнейшем будет уделяться большое внимание.
Что касается его дальнейшего развития и эксплуатации, то в планах не только проведение международных соревнований высокого уровня, но и развитие казахстанских гоночных серий. Будет уделено внимание в том числе сравнительно недорогим моносериям, которые могут стать следующей ступенью в карьере после картинга для перспективных пилотов. В настоящее время уже ведутся переговоры на эту тему с одним из производителей автомобилей.
Картодром, драг-стрип и площадка для дрифта успешно действуют уже несколько лет и подарили любителям автоспорта и участникам немало красивых и зрелищных гонок. Ну, а эдесь мы в основном говорим о большой шоссейно-кольцевой трассе, которая вывела весь комплекс на новый высокий международный уровень.
Строительство главной трассы продолжалось несмотря на экономические трудности, которых в этот период было немало. Несколько лет назад Sokol Race Track посетил трехкратный чемпион мира в гонках Moto GP Хорхе Лоренсо. Уже тогда можно было понять масштабность сооружения, ведь на некоторых участках можно было увидеть гравийные траектории, строящийся пит-лейн и главную трибуну.
Можно отметить, что первоначально перепадов высот на трассе не планировалось и уже в ходе строительства автодрома было принято решение внести изменение в проект и построить закрытый поворот с двумя перестановками, который и стал настоящей визитной карточкой трека.
Кроме оригинального фирменного поворота стоит отметить очень интересную S-ку, а также километровую прямую, на которой в ходе гонок в самых быстрых сериях скорость будет переваливать за 300 км в час.
Теперь немного о характеристиках и особенностях трассы. Протяженность Sokol Race Track 4 495 метров. Движение производится по часовой стрелке. Что касается поворотов, то их всего 13. 8 левых и 5 правых. Трасса широкая — 15 метров, что должно положительно сказаться на обгонах. Поможет добавить интриги и длинная прямая.
В прошлом году был уложен финальный слой асфальта – за соблюдением все тонкостей и технологий следили опытные специалисты из Германии.
Трибуны автодрома могут принять 40 000 зрителей. Стоит отметить, что паддок отделен от трибун и гостевых зон стартовой прямой. Трасса полностью соответствует самым современным техническим требованиям международных автомобильных и мототоциклетных федераций — FIA и FIM. Она позволяет проводить даже соревнования самого высокого уровня. Так на середину июня 2024 года здесь запланировано проведение этапа чемпионата мира Moto GP, статус которого можно сравнить с Формулой — 1 в автомобильных гонках. Казахстанский этап уже зафиксирован в календаре самой статусной мировой гоночной серии.
На самом деле проведение соревнований столь высокого уровня имеет большое значение и для развития экономики Казахстана. Как правило страну посещают многие тысячи поклонников спорта моторов, которые вливают в экономику десятки миллионов долларов. Большое значение для имиджа государства и региона имеют и телетрансляции, которые в случае с Moto GP смотрят несколько сотен тысяч зрителей в разных уголках мира.
Чтобы лучше понять трассу я обратился к казахстанскому пилоту, мастеру спорта международного класса Александру Артемьеву, который имеет большой опыт выступлений на автодромах международного уровня в том числе на венгерском Хунгароринге и испанской Барселоне. Кстати, несколько лет назад в Венгрии он поднимался на серебряный пьедестал этапа Кубка Европы ETCC. В копилке у Александра бесценный опыт участия в гонках и тренировках, как минимум на паре десятков автодромов самого разного уровня.
Александр поделился своим мнением об изюминках Sokol Race Track.
— Я пока что не ездил вживую по трассе, но изучал повороты на симуляторе и по онбордам. В итоге заметил несколько важных моментов. Это в первую очередь очень интересный перепад высот с выходом на небольшую прямую. В таких поворотах очень важно «открыть» газ как можно раньше, но перепад высот и отсутствие видимости в апексе добавляют пикантности.
Еще хочу отметить интересную «эску»,правильное прохождение которой имеет большое значение, так как после нее идет самой большая прямая. Соответственно выйти из этой связки поворотов нужно как можно раньше начав ускорение. Интересно, что после прямых здесь нет слишком жесткого торможения и можно «занести» скорость на следующую связку поворотов.
Трасса очень интересная! Думаю, что она понравится многим.
Кстати, изучить трассу и даже прохватить по ней можно по этой ссылке.
На самом деле отлично, что в этот день с нами был и автомобиль, который помог прочувствовать все прелести трека, а заодно и насладиться в условиях приближенных к боевым его собственными возможностями.
Говорить о том, что кольцо самая главная стихия для Subaru WRX не стоит. Здесь он чувствует себя уверенно, но все-таки у этого спортивного седана, несмотря на то, что он уже много лет, как вышел из тени Impreza, до сих пор сильны раллийные корни.
В настоящее время новый WRX не только отлично чувствует себя на раллийных дорогах Северной Америки, но и позволяет экипажам с завидным постоянством доминировать и выигрывать гонки, оставаясь по настоящему грозным оружием.
Здесь же мы уделим основное внимание уделим именно спортивным возможностям и повадкам. Главным оружием в этот день на Sokol был WRX, причем испытать в деле его можно было как с механикой, так и с вариатором.
Ставить рекорды в этот день никто не собирался, ведь это было не спортивное мероприятие, а простое ознакомление с трассой за рулем быстрого автомобиля, способного дарить удовольствие от вождения. Не вызывало сомнений, что одни из главных достоинств, гарантирующих отличную управляемось в поворотах – низкий центр тяжести, благодаря оппозитному мотору и отличная развесовка помогут получить впечатления.
2.4-литрового мотора мощностю и моментом 245 л.с. и Нм достаточно для того, чтобы получить удовольствие от общения с автомобилем, понять его возможности и прочувствовать дух нового автодрома с разнообразными поворотами. Очевидно, что запас управляемости здесь очень большой.
Свои основные характеристики WRX подтвердил – разгон за 6 секунд до сотни на МКПП реален, да и перевалить на километровой прямой за две с лишним сотни вполне возможно. Достичь максимума скорости в 215 километров в час в этот раз я не пробовал — помешало состояние шин, укатанных ранее почти в ноль итальянцами. Вылетать в гравий в этот день совсем не входило в планы.
Итак, откинув в сторону эмоции можно уверенно говорить, что новый WRX помог мне лучше прочувствовать дух нового автодрома и понять его собственные возможности. Кстати, в календаре чемпионата мира Moto GP трек значится как Sokol International Race Track. А это значит, что у него уже есть признанный международный статус. В общем все самое интересное только начинается, но я уверен, что трассу ждет по настоящему большое будущее!