Казахстанские страховщики активно внедряют искусственный интеллект (ИИ) в бизнес-процессы. Об этом рассказал председатель правления АО “СК “Freedom Insurance” Азамат Керимбаев на встрече с журналистами в минувший четверг.
Казахстанские страховщики активно внедряют искусственный интеллект (ИИ) в бизнес-процессы. Об этом рассказал председатель правления АО “СК “Freedom Insurance” Азамат Керимбаев на встрече с журналистами в минувший четверг.
Возможности ИИ компания применяет в программе считывания повреждений автомобиля по фотографии. Это определяет степень ущерба, а соответственно, и размер страховой выплаты клиенту. Программу обучили определять наличие/отсутствие повреждений, их размер, и соединили с открытой моделью ChatGPT. Она видит наличие повреждения, его степень. Когда повреждение находится, к процессу подключается специалист для оценки размера ущерба и выплаты. Автоматическое определение размера ущерба – следующий этап разработки проекта.
Активно внедряются и другие цифровые решения. Одно из главных направлений работы — оцифровка страхования корпоративного бизнеса. Здесь применяется интеграция с государственными базами, которую планируют завершить в 2025 году. Так, Freedom Insurance планирует интегрировать свои системы с ГЦВП (Государственным центром по выплате пенсий), КГД (Комитетом государственных доходов РК), Судебным кабинетом, Государственным закупом РК, Агрегатором корпоративных данных. С помощью данных этих баз страховая компания будет видеть портрет юридического лица и принимать решение о подписании страхового полиса с ним.
Азамат Керимбаев рассказал и о других изменениях, которые ожидаются на рынке в следующем году. Первое – внедрение закрытого списка участников автострахования. Это необходимо, чтобы водители, которые активно эксплуатируют свой автомобиль и наиболее убыточны для страховых компаний, были на виду у регулятора. Часто эту категорию представляют таксисты таксопарков.
Регулятор планирует внедрить полис расширенного действия. Он даст возможность нескольким лицам управлять одними тем же автомобилем. Это увеличит цену полиса и поможет страховым компаниям управлять убыточностью продукта.
Также страховые компании смогут увеличивать/уменьшать премию по каждому полису в коридоре до 50% от установленного законом тарифа. Это даст скидки на цену полиса для порядка 70-80% клиентов. Данное решение повлияет на рынок автострахования в следующем году, так как цена полисов будет разниться и перестанет быть решающим фактором при выборе страховой компании. “Одним из основных факторов в 2025 году станет скорость получения выплаты после ДТП. Пример — сервис DTP.kz, где выплаты поступают в течение 5 дней. Использование маркетплейсов сделает сервис доступнее. С их помощью можно будет выбрать подходящую страховую компанию по цене и по уровню сервиса”, — отметил страховщик.
Также рынок ожидает внедрения рассрочки для физических лиц. Клиент сможет приобрести полис и продлевать его действие каждый месяц, в формате подписки.
Помимо этого, в 2025 году планируется внедрить единый страховой пул по временному въезду автомобилей. Сейчас продукт имеет низкую убыточность, а размер агентских вознаграждений, которые страховые компании платят посредникам, высокий – около 70%. “Регулятор хочет сделать рынок прозрачным. Чтобы исключить эти операции и сделать тариф справедливым, планируется внедрить единый страховой пул, где компании будут просто принимать риски по умолчанию. Понятий аквизиции и агентов не будет”, — подчеркнул спикер.
В рамках борьбы с так называемыми помогайками планируется передать функции сбора документов и выплат лицензированным страховым брокерам.
Остро стоит вопрос по оцифровке процедуры медицинского освидетельствования. Если человек не предоставил справку о прохождении процедуры, страховая компания может отказать в выплате. Совместно с Министерством транспорта РК Freedom Insurance разработала законопроект, который обяжет все транспортные компании по перевозке людей ежедневно отправлять своих водителей на предрейсовый осмотр. Это сможет обезопасить процесс пассажироперевозок и дать основание для страховой выплаты.
Компания MED365, которая проводит предрейсовый осмотр водителей (входит в холдинг Freedom Finance), участвует в пилотном варианте проекта по оцифровке процесса. Пилот будет запущен 2 мая совместно с компанией Яндекс.Такси в Алматы, Астане, Шымкенте. В точках сети АЗС будут находиться медработники с оборудованием для прохождения освидетельствования. Оборудование будет сертифицировано государством. Водители Яндекс.Такси будут обязаны проходить процедуру и ее результат будет пропуском водителя на рейс. Если анализы покажут отклонения от нормы или человек пропустит процедуру, то Яндекс не включит его аккаунт в работу.
В будущем, если клиент компании попадает в аварию, то сможет пройти освидетельствование в одной из этих точек, а его результаты в цифровом виде получит страховая компания. Это ускорит оформление и получение страховой выплаты.
Возможности ИИ компания применяет в программе считывания повреждений автомобиля по фотографии. Это определяет степень ущерба, а соответственно, и размер страховой выплаты клиенту. Программу обучили определять наличие/отсутствие повреждений, их размер, и соединили с открытой моделью ChatGPT. Она видит наличие повреждения, его степень. Когда повреждение находится, к процессу подключается специалист для оценки размера ущерба и выплаты. Автоматическое определение размера ущерба – следующий этап разработки проекта.
Активно внедряются и другие цифровые решения. Одно из главных направлений работы — оцифровка страхования корпоративного бизнеса. Здесь применяется интеграция с государственными базами, которую планируют завершить в 2025 году. Так, Freedom Insurance планирует интегрировать свои системы с ГЦВП (Государственным центром по выплате пенсий), КГД (Комитетом государственных доходов РК), Судебным кабинетом, Государственным закупом РК, Агрегатором корпоративных данных. С помощью данных этих баз страховая компания будет видеть портрет юридического лица и принимать решение о подписании страхового полиса с ним.
Азамат Керимбаев рассказал и о других изменениях, которые ожидаются на рынке в следующем году. Первое – внедрение закрытого списка участников автострахования. Это необходимо, чтобы водители, которые активно эксплуатируют свой автомобиль и наиболее убыточны для страховых компаний, были на виду у регулятора. Часто эту категорию представляют таксисты таксопарков.
Регулятор планирует внедрить полис расширенного действия. Он даст возможность нескольким лицам управлять одними тем же автомобилем. Это увеличит цену полиса и поможет страховым компаниям управлять убыточностью продукта.
Также страховые компании смогут увеличивать/уменьшать премию по каждому полису в коридоре до 50% от установленного законом тарифа. Это даст скидки на цену полиса для порядка 70-80% клиентов. Данное решение повлияет на рынок автострахования в следующем году, так как цена полисов будет разниться и перестанет быть решающим фактором при выборе страховой компании. “Одним из основных факторов в 2025 году станет скорость получения выплаты после ДТП. Пример — сервис DTP.kz, где выплаты поступают в течение 5 дней. Использование маркетплейсов сделает сервис доступнее. С их помощью можно будет выбрать подходящую страховую компанию по цене и по уровню сервиса”, — отметил страховщик.
Также рынок ожидает внедрения рассрочки для физических лиц. Клиент сможет приобрести полис и продлевать его действие каждый месяц, в формате подписки.
Помимо этого, в 2025 году планируется внедрить единый страховой пул по временному въезду автомобилей. Сейчас продукт имеет низкую убыточность, а размер агентских вознаграждений, которые страховые компании платят посредникам, высокий – около 70%. “Регулятор хочет сделать рынок прозрачным. Чтобы исключить эти операции и сделать тариф справедливым, планируется внедрить единый страховой пул, где компании будут просто принимать риски по умолчанию. Понятий аквизиции и агентов не будет”, — подчеркнул спикер.
В рамках борьбы с так называемыми помогайками планируется передать функции сбора документов и выплат лицензированным страховым брокерам.
Остро стоит вопрос по оцифровке процедуры медицинского освидетельствования. Если человек не предоставил справку о прохождении процедуры, страховая компания может отказать в выплате. Совместно с Министерством транспорта РК Freedom Insurance разработала законопроект, который обяжет все транспортные компании по перевозке людей ежедневно отправлять своих водителей на предрейсовый осмотр. Это сможет обезопасить процесс пассажироперевозок и дать основание для страховой выплаты.
Компания MED365, которая проводит предрейсовый осмотр водителей (входит в холдинг Freedom Finance), участвует в пилотном варианте проекта по оцифровке процесса. Пилот будет запущен 2 мая совместно с компанией Яндекс.Такси в Алматы, Астане, Шымкенте. В точках сети АЗС будут находиться медработники с оборудованием для прохождения освидетельствования. Оборудование будет сертифицировано государством. Водители Яндекс.Такси будут обязаны проходить процедуру и ее результат будет пропуском водителя на рейс. Если анализы покажут отклонения от нормы или человек пропустит процедуру, то Яндекс не включит его аккаунт в работу.
В будущем, если клиент компании попадает в аварию, то сможет пройти освидетельствование в одной из этих точек, а его результаты в цифровом виде получит страховая компания. Это ускорит оформление и получение страховой выплаты.