Советы Матти Морри: что нужно знать о шинах

Название должности, которую занимает Матти Морри на предприятии Nokian Tyres, звучит довольно скучно: руководитель отдела технической поддержки клиентов. На самом деле Матти, отработавший на Nokian Tyres уже более полувека, знает о шинах абсолютно все. И своими знаниями охотно делится.

sovety-matti-morri-chto-nuzhno01

Название должности, которую занимает Матти Морри на предприятии Nokian Tyres, звучит довольно скучно: руководитель отдела технической поддержки клиентов. На самом деле Матти, отработавший на Nokian Tyres уже более полувека, знает о шинах абсолютно все. И своими знаниями охотно делится.

И действительно, Матти Морри с поразительной легкостью развенчивает мифы и устоявшиеся неверные суждения. А еще всегда готов дать практический совет по выбору и использованию тех или иных шин. Но главное, с чего Матти Морри начинает и чем заканчивает любую из презентаций, — это безопасность.

Удивляться здесь не приходится, ибо статистика ДТП в Финляндии (отнюдь не самой аварийной европейской страны) с 2000 по 2011 г. говорит о том, что при общем количестве в 2647 аварий со смертельным исходом каждая седьмая была связана с шинами. Причем 30 % от общего числа аварий произошли из-за шин, не подходящих к конкретным дорожным условиям. И сразу небольшая ремарка.

Говоря о зимних условиях Скандинавии и Северо-Запада России, Матти поинтересовался у журналистов, какие шины они предпочитают — шипованные или фрикционные? Аудитория разделилась примерно пополам. «Я рекомендую шипованные, — резюмировал Матти Морри. — Здесь главным аргументом являются часто меняющиеся погодные условия: это и жесткий укатанный снег, и снежная каша, и «черный лед», представляющий собой обледенелый асфальт с тонкой пленкой воды. Да и сам лед бывает абсолютно разный! И, конечно, перепады зимних температур, при которых шипованные шины ведут себя более стабильно». С этим трудно не согласиться — та же самая статистика говорит о том, что 52,8 % аварий произошли тогда, когда под колесами автомобилей были снег или лед.

А еще Матти Морри всегда говорит о необходимости контроля давления в шинах. И делать это рекомендует хотя бы раз в три недели. Подозреваю, что за этот совет кое-кто из читателей окрестит Матти прозвищем «Капитан Очевидность», мол, и ежу ясно, что шины с низким давлением будут вести себя нестабильно. Но вспомните, часто ли вы проверяете давление в шинах? Скорее всего, только во время сезонной замены…

Кстати, здесь тоже есть определенные нюансы. Как правило, в том, что касается давления, мы используем рекомендации производителей автомобилей. И, как правило, эти данные указываются для летних шин. «Давление в зимних шинах должно быть выше давления в шинах летних не менее чем на 0,2 бара, — советует Матти Морри. — В зимних шинах используется более мягкая резиновая смесь, в протекторном слое больше шашек и ламелей. И по отношению к более жестким летним шинам вся комбинация элементов будет должным образом работать при более высоком давлении. В 99% случаев, когда потребители жалуются на нестабильное поведение зимних шин, это происходит из-за низкого давления. Нам ничего не стоит регулярно проверять давление. Но при этом вы снижаете риск серьезной аварии более чем на 13 %». Это как раз те 13,3 %, произошедшие из-за неправильного давления в шинах, которые также отражены в финской статистике причин ДТП со смертельным исходом. О том, что этот параметр крайне важен, говорит и тот факт, что с этого года Евросоюз вводит закон, согласно которому новые автомобили должны быть оснащены электронной системой контроля давления в шинах.

Высокоскоростная камера, работающая со скоростью 30 000 снимков в секунду, позволяет наблюдать за пятном контакта шины с дорогой

Высокоскоростная камера, работающая со скоростью 30 000 снимков в секунду, позволяет наблюдать за пятном контакта шины с дорогой

Сегодня на российском рынке шин дефицит отсутствует, и каждый автолюбитель может выбрать этот товар в соответствии со своими желаниями и возможностями. Лично я помню иные времена, когда шины «укатывали» до такого состояния, что они и наварке (популярный тогда вид восстановления) не подлежали.

Сегодня есть все возможности следить за состоянием шин и вовремя их менять. Критичной глубиной протектора для летних шин нужно считать 1,6 мм, и 3 мм — для зимних. Но это износ критический. К примеру, помните индикатор-капельку в центральной зоне протектора шин Nokian Hakka? Капелька стерлась, значит, повысилась склонность шины к аквапланированию. В тех же статистических выкладках доля аварий со смертельным исходом из-за изношенных шин составила 46,9 %. «Вот что странно, — сетует Матти Морри, — потребители покупают для своих автомобилей дорогие аудио- и навигационные системы, но при этом экономят на шинах». В том, что многие автолюбители думают о шинах далеко не в первую очередь, Матти Морри прав. На дворе июль, а мы нередко слышим цоканье шипов по асфальту.

А сколько «неправильных» шин мы не слышим! Я имею в виду зимние фрикционные шины «скандинавского» типа, которые ряд автолюбителей охотно используют и летом. Мол, шипов нет, выпасть нечему… Матти только руками разводит: «Несмотря на то, что у этих шин нет шипов, мы не рекомендуем использовать их летом. Во-первых, они нестабильны при высоких температурах. Во-вторых, по сцеплению на мокрой дороге они существенно проигрывают летним шинам. И, разумеется, имеют более высокий износ». А я вспомнил историю, которая произошла непосредственно со мной. Я участвовал в пробеге, маршрут которого пролегал от самой северной точки Европы до самой южной.

Стартовали мы из заснеженного Хоннингсвога, что на севере Норвегии, а финишировали в теплой испанской Малаге, и колеса нашей Mazda CX5 были обуты в зимние нешипованные шины. На автобанах Германии скорость автомобиля нередко доходила до 200 км/ч, пока на одной из заправок мы не удосужились посмотреть на скоростной индекс наших шин. И это был индекс «Q», допускавший скорость до 160 км/ч! «Если вы превысили показатели скоростного индекса на пару-тройку километров в час, ничего страшного не случится. Но на скорости в 200 км/ч вы определенно рисковали, — говорит Матти. — У нас есть зимние шины с подобным скоростным индексом, которые для улучшения сцепления имеют большое число ламелей. На высокой скорости такие шины начинают перегреваться и ведут себя нестабильно. Ситуация, о которой ты рассказал, достаточно типична для тех финнов, которые зимой ездят отдыхать на юг Европы. В таком случае я рекомендую им установить зимние шины, предназначенные для Центральной Европы. У этих шин высокий индекс скорости, а главный акцент в конструкции сделан на управляемость. Но по территории Финляндии на этих шинах нужно ехать осторожно, так как показатели на снегу и льду у них весьма средние.

Кстати, в связи с этим существует еще одна опасность. Сейчас весьма популярна покупка шин через Интернет, но зачастую в этом случае перед вами лишь один параметр — цена. Таким образом, вы можете приобрести шины, не подходящие к климатическим условиям вашей страны». Все, о чем говорил мой собеседник, кого-то только утвердит в суждении, что Матти Морри — «Капитан Очевидность». И тем не менее попробуйте все то, о чем было сказано выше, примерить на себя. Возможно, именно это позволит вам не попасть в проценты печальной статистики. А еще мы с Матти беседовали о ремонте шин. Очевидные истины были и в той беседе, но об этом уже в следующем номере журнала.

Станислав Шустицкий, фото автора, 5 колесо

Тормозной путь на мокрой дороге становится намного длиннее еще до того, как износ достигнет уровня 1,6 мм. При том же износе эффект аквапланирования (слой воды 5 мм) в повороте начинается на скорости 76 км/ч

Тормозной путь на мокрой дороге становится намного длиннее еще до того, как износ достигнет уровня 1,6 мм. При том же износе эффект аквапланирования (слой воды 5 мм) в повороте начинается на скорости 76 км/ч

sovety-matti-morri-chto-nuzhno04

5koleso.ru

Leave a Reply

Your email address will not be published.


Яндекс.Метрика uptime сайта